1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ:

 «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

СТАТЬИ

Тимощук И.Г.   "РАЗВИВАЯ СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ТЕЗИС В ПСИХОТЕРПИИ: ПОСТЧЕЛОВЕК XXI СТОЛЕТИЯ И ФЕНОМЕН ЭНЕРГИЙ"

УДК 159.9.072                                                                                  Тимощук И. Г..

 

РАЗВИВАЯ СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ТЕЗИС В ПСИХОТЕРПИИ: ПОСТЧЕЛОВЕК XXI СТОЛЕТИЯ И ФЕНОМЕН ЭНЕРГИЙНОСТИ

 

Аннотация. В публикации представлен краткий анализ междисциплинарного феномена энергийности в контексте проблемы «постчеловека», разрабатываемой в рамках методологии синергийной антропологии С.С.Хоружего. Осуществляется конкретизация психологических аспектов концепта энергии и попытка осмысления его роли и функций в структуре методологии святоотеческого подхода в психотерапии.  Описаны типичные формы и особенности проявления энергийности. Энергийный дискурс рассматривается как основополагающий и фундаментальный в структуре разработки понятийного аппарата современного святоотеческого подход

Ключевые слова: православный энергетизм, постчеловек, антропологический кризис, святоотеческая психотерапия, синергийная антропология, энергия.

DEVELOPING THE PATRISTIC ARGUMENT IN PSIHOTERAPIE: POSTHUMAN TWENTY-FIRST CENTURY AND THE PHENOMENON OF ENERGINET                                                                                   Tymoshchuk I. G

                                                                           Annotation. The publication presents a brief analysis of the interdisciplinary phenomenon of energy in the context of the problem of the "posthuman", developed in the framework of the methodology of synergistic anthropology S. Horuzhy. The specification of the psychological aspects of the concept of energy and the attempt to understand its role and functions in the structure of the methodology of the patristic approach in psychotherapy are being realized. Typical forms and features of the manifestation of energy are described. An energetic discourse is considered as fundamental and fundamental in the structure of the conceptual apparatus development of the modern patristic approach

Keywords:

Orthodox energy, posthuman, anthropological crisis, patristic psychotherapy, synergistic anthropology, energy.

 

Постановка проблемы.

«Антропологический опыт наших дней отвечает какому-то радикально новому, максимально пластичному, меняющемуся и полифоническому образу Человека – Человека, который способен выбирать ошеломляюще различные сценарии самореализации. Синергийная антропология предлагает определенный путь и способ реконструкции всего спектра этих сценариев – базируясь на ключевом наблюдении, что древняя парадигма синергии, или же антропологического размыкания, может быть заново продумана и обобщена – с тем, чтобы, включив в себя новые способы размыкания, стать универсальной динамической парадигмой конституции человека»  [2, с. 2]  - посредством этой цитаты известный физик и философ, основатель синергийной антропологии С.С. Хоружий формулирует основную проблематику научной мысли двадцать первого столетия. В очередной раз, вслед за такими ярчайшими мыслителями как М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Лакан и многими другими громко звучит квинтэссенция проблемы современного человековедения: проблемы методологического и, соответственно мировоззренческого кризиса в антропологическом знании. Прежде всего это исчерпавшие и «не работающие» или мало применимые в практике представления о человеке имеющиеся в философии двадцатого столетия. Однако, в отличие от других авторов, лишь пессимистично констатирующих в науках о человеке проблематику утраты «Я», «смерти личности», и.т.д, С.С.Хоружий описывает перспективную, для применения в антропологических практика,х энергийную модель человека. Констатируем: именно психология и психотерапия наиболее остро нуждается в наличии ориентировочных моделей, целевая функция которых амплификация наиболее часто встречающихся (прежде всего в консультативно-терапевтической деятельности) трансформаций современного человека. Автор указывает не только на появление своего рода нового феномена в науках о человеке, описывая его в рамках постнеклассического антропологического дискурса, но одновременно предлагает структуру и типологию возможных проявлений такового. В качестве основной стратегии решения «проблемы постчеловека» выбирается путь обращения к святоотеческим текстам. «Старый добрый путь» осмысления трансформаций человека в двадцать первом столетии мыслится в так называемой «энергийной перспективе». Таким образом ключевым понятием вновь, как и 100 лет назад становится концепт энергии, в семиотическом пространстве которого и происходит анализ и осмысление этого феномена.

Анализ литературы.

Структуру и историческую логику формирования идей энергетизма, как возвращающейся в науку о человеке квинтэссенциальной мысли святоотеческого наследия можно условно разбить на 4 этапа:

Первый включает труды раннехристианских основателей-подвижников исихазма – святоотеческого учения, включавшего в себя, среди прочего, тончайшие опытные знания о динамике душевных и духовных процессов человека. Последние были детально и психологично описаны и получили, благодаря современным философам и богословам, уже в xx-м столетии наименование «энергийной модели» человека. Перечислим далее наиболее значимые исторические периоды и имена тех, кто внес непосредственный вклад в разработку данной тематики и оказал непосредственное влияние на появление уже в конце двадцатого столетия такого направления как святоотеческая психотерапия. Прежде всего это труды христианских подвижников 4-7 вв.: Свт. Евагрия Понтийского, Свт. Иоанна Лествичника, Свт. Максима исповедника. Наиболее значимая фигура внесшая неоценимый вклад в развитие и систематизацию знаний относительно проблемы энергийности - Свт. Григория Палама (13 в.).

Далее, очень значимым для ретроспективного анализа данной проблемы был исторический период, названный богословом отцом Иоанном (Меендорф) – периодом забвения энергии и личности [3]. Это этап в развитии антропологических наук, когда концепты энергии и личности (ключевые для становления антропологической парадигмы категории) оказались невостребованными в концепциях философов и «периферийными» для большинства богословов двадцатого столетия.

Далее следует этап, включавший уже современные работы как представителей традиционного богословского дискурса, так и философов: о.Иоанна (Меендорфа), о.Георгия (Флоровского), о.Василия (Кривошеина), философа В.Н.Лосского.