1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

«Герой-обличитель».

Не менее интересная история Светланы Ивановны – немолодой женщины – завуча, с детства хорошо усвоившей установку, что «всегда  и везде нужно говорить правду». Именно последствия её бесконечной правдивости и привели её на консультацию. Серия межличностных конфликтов с коллегами по работе, с невесткой и сыном, друзьями мужа, заставили женщину задуматься: что же она делает не так. Светлана Ивановна твёрдо была убеждена, «что указывать человеку на его недостатки нужно обязательно», «что критика – это основа развития личности», «что кто-то должен взять на себя эту неблагодарную роль и ставить других людей на место». Таким «обличителем» пришлось стать ей. С нескрываемой гордостью пациентка описывала ситуации, где её муж проявлял «бесхребетность» и не мог дать отпор друзьям, где она, в отличие от директора, могла на педсовете сказать «правду в лицо» любому учителю, где её, как она выразилась – «малодушный сын», не мог противостоять невестке, а она это делала легко и «красиво». Желание правды затмевало для Светланы Ивановны любого человека, что в конечном итоге привело к тому, что окружающие стали её избегать и  сторониться, за ней прочно закрепилась слава «скандалистки», с которой никто не хотел иметь дела.

«Гордый нищий».

Михаил пришёл на консультацию вслед за своей женой Ириной. Оба супруга были обеспокоены воровством 13 летнего сына. В ходе неоднократных встреч было выяснено, что основным кормильцем семьи является Анна, Михаил работал сторожем (раз в три дня) и был очень горд своим свободным временем, которое тратил на изучение философии, истории, культурологии и психологии. Ему было непонятно, почему его жена тратит свои силы на зарабатывание денег и приобретение всяких штучек: скатертей, полотенец, кастрюль, сковородок и других «атрибутов мещанской утвари». С особым энтузиазмом во время терапевтических встреч Михаил раскрывал сущность экзистенциализма Ж. Сартра, психологию абсурда А. Камю, нигилистическую философию Ф. Ницше. Особое же удовольствие ему доставляли рассуждения о бессмысленной жизни богатых и всех тех, кто растрачивает свою жизнь на всякие мелочи. Вместе с тем, в святоотеческом учении именно внимательность к мелочам является мерою развития личности. «Приучайся побеждать малое, если хочешь победить великое», - учит Иоанн Лествичник. «Чем внимательнее человек к мелочам, тем на более высокой степени нравственного развития он находится. Человек, способный обидеть кого-нибудь в мелочи, не заметив, вряд ли обладает сердечностью» [3, 468]. Именно таким мелочам: мелким ссорам, лёгким насмешкам в адрес других людей, язвительным замечаниям Михаил меньше всего придавал значения, считая, что поиск смысла жизни и истины намного важнее всей этой рутины и «повседневщины».

Выводы

1. В исследовании осуществлён анализ психологических аспектов современных мифов представленных в структуре сознания мужчин и женщин, обратившихся за психологической помощью.

2. Эксплицированы психологические особенности подмены современными людьми истинного значения евангельских заповедей искаженными религиозно-мифологическими установками и представлениями.

3. Описаны психологические аспекты  типичных современных мифов, оказывающих деструктивное влияние на характер межличностных отношений мужчин и женщин, обращающихся за психологической помощью.

4. Осуществлён сравнительный анализ истинного и искажённого (ложного) понимания смысла евангельских заповедей (таблица 2).

Таблица 2

Истинное и ложное (искажённое) значение смысла евангельских заповедей

 

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ:

 «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

СТАТЬИ

Данилова Т. Н.  "ИСКАЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ

КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МИФОВ"