1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ:

 «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

СТАТЬИ

Тимощук И.Г.   "РАЗВИВАЯ СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ТЕЗИС В ПСИХОТЕРПИИ: ПОСТЧЕЛОВЕК XXI СТОЛЕТИЯ И ФЕНОМЕН ЭНЕРГИЙ"

Важно отметить, что именно в этот период энергийная модель человека впервые получает свое распространение и применение в практической психологии и прежде всего в работах З.Фрейда и К.Г.Юнга а также их последователей. Можно вспомнить известные работы К.Г.Юнга «Либидо, его метаморфозы и символы» и «Об энергетике души». В психотерапии именно эти авторы считаются первооткрывателями энергийного понимания субъективной реальности  человека. Последняя впервые начала оппонировать традиционным, бытовавшим до 20-го столетия представлениям об объективной реальности. Энергийное понимание человека впервые было противопоставлено также и классическому научному дискурсу сущностей и субстанций.

З.Фрейд заново «переоткрыл» и описал в невропатологии, а затем и в психологии и психотерапии энергетический (либидинозный принцип) и предстал в истории исследования энергийной проблематики как создатель картографии homo-sexus.

К.Г.Юнг - в психиатрии и психологии ввел в междисциплинарный дискурс понятие творческой энергии и стоял у истоков разнообразнейших современных психопрактик энергийного самопреобразования человека (первая из которых хорошо известна как юнгианский анализ).

Автор последнего, впервые, будучи психотерапевтом, психиатром (и академическим ученым) применил известный еще со времен Ветхого Завета, метод «размыкания» себя бессознательному психическому. Однако, в отличии от христиан, ставивших своей целью размыкания богообщение, он реализовал интенцию навстречу архетипическим образам – специфическим формам выражения энергийности «неизвестной природы»: (через активное воображение и интерпретацию сновидений). Этот опыт был, как известно очень драматичным и до настоящего времени, как минимум неоднозначно оценивается в кругах академических ученых и негативно трактуется представителями православного мировоззрения. К.Г.Юнг исходил прежде всего из идей Ф.Ницше известного своими уникальными лиминальными и «энергийными экспериментами» над собой», благодаря которым стало возможным его знаменитое «путешествие в глубины бессознательного по ту сторону добра и зла».

Следует отметить, что в трудах перечисленных основателей глубинно-психологических концепций авторы исходили в своем понимании энергийной модели человека, в основном на собственный практический опыт, а потому исследования велись исключительно на эмпирическом уровне, не затрагивая «вертикальную» плоскость духовного измерения измерения человека [4].

Наконец представляется возможным выделить и нынешний, актуальный этап осмысления энергийной проблематики, границы которого продолжают оставаться открытыми. Понимание человека (в границах его эмпирического бытия), как прежде всего энергийного, соответственно «безсущностного» (не имеющего устойчивых характеристик) получает свое распространение как в работах философов-постструктуралистов и деконструктивистов, так и в теории и практике глубинной и экзистенциальной психологии и психотерапии. Подчеркнем, что это происходит с опорой на другие концепты и категории, а собственно понятие энергия мыслится большинством ученых как метафора.

Настоящий этап в развитии данной тематики представлен разработками академика РАН, докт. физ.-матем. наук, философа и богослова С.С.Хоружего. Основанное им учение, именуемое «Синергийной антропологией» [2, 3] представляет истоки новой парадигмы о человеке и предоставляет, в свою очередь (по мнению автора данной статьи) уникальную возможность для создания методологической основы современной святоотеческой психотерапии. Последняя, подчеркнем, является актуальнейшей проблематикой в пространстве формирования ее основополагающего концептуального аппарата.

Целью статьи, таким образом, является постановка ориентировочных вопросов и выдвижение первичных гипотез относительно возможности применения категории энергийности, с опорой на принцип православного энергетизма, как в методологическом, так и в прикладном аспекте. Исследуется перспектива привлечения энергийного дискурса для описания феномена современного человека, т.е. постчеловека в его психологическом (экзистенциальном и духовном) проблемном ракурсе. В контексте консультативно-психотерапевтической практики общения с клиентами (пациентами) обратившимися за психологической помощью. В процессе исследования, помимо консультативного интервью, как основного метода работы, применялись в частности (в зависимости от запроса пациента и стратегии консультанта-психолога) различные авторские модификации теста незавершенных предложений и авторские ориентировочные анкеты, предназначенные для пациентов, обратившихся за психологической помощью.

Изложение основного материала.

Приступая к описанию результатов обобщений терапевтической практики с клиентами (пациентами), подчеркнем, что, проводя исследование в процессе оказания психологической помощи, проводилось обобщение материалов бесед и наблюдений с целью ответить на основной интересовавший вопрос о том, каковы основные психологические характеристики современных, молодых людей (в нашем исследовании от общего количества респондентов было 60% студентов), представляющих этот пока лишь смутный, но уверенно обретающий универсальные очертания, образ постчеловека.

Далее представляем основные особенности образа современного постчеловека (пациента психолога-практика).

Универсальные характеристики постчеловека:

- отсутствие потребности в глубоких, фундаментальных знаниях и, как следствие, - ориентация на прикладной алгоритм практических действий обеспечивающих быстрое полученного результата.

Например, у студентов-психологов это выражается в стремлении получить гарантирующие успех у будущих клиентов универсальные правила и наборы точных ответов-рекомендаций «для большинства случаев жизни».

Ключевой вопрос у представителей такого понимания психологии (и шире – жизни вообще) - «А что делать если…».

Постчеловек не способен мыслить критически и репродуктивно. Для него представляется затруднительным опираться в аналитических процедурах на образы (образное мышление), он зачастую освоил в полной мере и понятийное и словесно-логическое мышление.

Узкий кругозор и соответственно малый по объему речевой запас (скудный индивидуальный лексикон) представлен стереотипными речевыми высказываниями:  ну, это.., типа того…

Постчеловек – человек не имеет потребности в поиске смысложизненных ориентиров, так как они в огромном количестве в том или ином виде предлагаются прямо (чаще косвенно и манипулятивно) в СМИ. Последние формируют у человека двадцать первого столетия недифференцированное, так называемое «клиповое сознание».