1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ:

 «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

СТАТЬИ

Тимощук И.Г.   "РАЗВИВАЯ СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ТЕЗИС В ПСИХОТЕРПИИ: ПОСТЧЕЛОВЕК XXI СТОЛЕТИЯ И ФЕНОМЕН ЭНЕРГИЙ"

Таким образом современный (в особенности молодой) человек прежде всего, отличается отчетливой выраженной направленностью на игнорирование каких-либо ценностных ориентиров. Это человек пользующийся примитивными целеуказаниями из рекламных проспектов и роликов, он опирается на стереотипы и схемы (гаджеты). Среди прочего, ярко проявилось последнее в процессе беседы с психологом-консультантом. Традиционная потребность современного человека выражается в его запросе на получение кратких универсальных инструкций («на все случае жизни»), которые помогли бы ему решить, как можно большее количество проблемных ситуаций. Именно поэтому в настоящее время так популярна среди студентов-психологов когнитивная психотерапия (КБТ) – она наиболее близка среднестатистическому пост человеку – человеку-«роботу», у которого из всех высших психических функций прежде всего залействован интеллект. Мозг действительно стал аналогом компьютера, а точнее примитивной компьютерной программы.

Постчеловек - не способен решать задачи с опорой на нравственные (духовные) категории так как утрачена основная, функция и цель разума (мышления, интеллекта) - способность к различению добра и зла.

Предварительный вывод по результатам консультативных бесед позволяет предположить: у современного представителя посткультуры имеются явные нарушения представлений (системные искажения) на уровне восприятие-понимание аксиологических аспектов собственного бытия.

Познавательные функции постчеловека, как мы уже предполагали ранее, напоминают компьютерную программу, то напомним, что у компьютера нет нравственного критерия в пространстве решения интеллектуальной задачи. Далее отметим, что так как интеллект – центральная составляющая волевой регуляции [1], то постчеловек не способен к проявлению интеллектуальных, нравственных, и собственно волевых усилий.

Постчеловек не способен к терпению (состояние актуального эмоционального дискомфорта) и соответственно не готов к отсрочке исполнения желаний, у него страдают процессы, отвечающие за внутреннюю самоорганизацию и дисциплинированность, что находит свое многочисленное выражение как в бытовом, так и в профессиональном плане.

  Таким образом приходится констатировать, что мы проживаем в период, когда выросло целое поколение молодых людей, основной мировоззренческий принцип которых соответствует немедленному удовлетворению потребностей и выражается в ценностной позиции «хочу все и сразу».

Далее, отметим, что в качестве прикладного аспекта применения принципа «православного энергетизма» введение энергийного дискурса в диалог с современным пациентом даже на уровне метафоры способствуют актуализации и более глубокому пониманию им особенностей собственных проблемных ситуаций.

Вопросы, способствующие «экзистенциальной динамике», трансформации осознания проблемной ситуации и ее перехода из разряда «бытовых» (в картине мира пациента) в сферу смысложизненных, («принципиально важных» вопросов - это гипотезы с привлечением категории энергийности, с опорой на принцип православного энергетизма. Они, как в методологическом, так и в прикладном аспекте, выводят понимание психологических проблем современного человека на другой - экзистенциальный уровень понимания.

Уровень экзистенциального понимания стимулирует соответствующий экзистенциальный запрос, т.е. предполагает совместный с психологов процесс реализации совместных консультативных стратегий пациента и психолога-практика.

Таким образом, основываясь на вышеописанном, мы констатируем «выход» в практическую сферу означенных в публикации принципов. Сознательная редукция центрального из них - православного энергийного принципа, возможна до уровня его трансформации в обычные консультативные вопросы. В качестве примера приведем следующие:

- «Кому Вы отдаете чаще всего жизненную энергию»?

Семье?  Работе? Детям?  Любовнице? Компьютеру? Зарабатыванию денег? Компании приятелей, собравшихся в сауне?

 

Это способствует пробуждению и актуализации на уровне сознания у человека необходимых смысложизненных вопросов: Куда я иду? Для чего я живу? Кому (чему) я принадлежу?

 Ответы на вопросы - «Где (откуда, в чем, из чего?) Вы черпаете силы (энергию) для жизни»? часто позволяет подготовленному святоотеческой литературой психологу определить заблуждения и ключевые ошибки относительно источника и типа энергий которые владеют человеком.

Как показывают результаты анкетирования, в качестве типичных чаще всего фигурируют следующие ответы:

- в компании с друзьями (алкоголь и веселье)

- отношениях с любовницей (женщинами, мужчинами);

- покупки в магазинах (традиционная экскурсия в супермаркет, ТЦ, ресторан);

- спорт.

Выводы.

1.Энергийное понимание человека (пациента) в контексте постсовременной ситуации структурируется в целостный и центральный регулятивный принцип консультативной работы психолога представляющего святоотеческую традицию в оказании психологической помощи.